Преобразование типов
В операторах и выражениях должны использоваться переменные и константы только одного типа. Если все же мы смешиваем типы в одном выражении, то компилятор с языка Си не считает программу неправильной, как это произошло бы при программировании на языке Паскаль. Вместо этого компилятор использует набор правил для автоматического преобразования типов. Это очень удобно, но может оказаться и опасным, особенно если мы допустили смешение типов нечаянно. Приведем
несколько основных правил, касающихся преобразования типов:
- Если операция выполняется над данными двух различных типов, обе величины приводятся к высшему из двух типов. Этот процесс называется повышением типа.
- Последовательность имен типов, упорядоченных от высшего типа к низшему, выглядит так: double, float, long, int, short, char. Применение ключевого слова unsigned повышает ранг соответствующего типа данных со знаком.
- В операторе присваивания конечный результат вычисления выражения в правой части приводится к типу переменной, которой должно быть присвоено это значение. Данный процесс может привести к повышению типа, как описано выше, или к понижению, при котором величина приводится к типу данных, имеющему более низкий приоритет.
Повышение типа обычно происходит гладко, в то время как понижение может привести к затруднениям. Причина этого проста: все число целиком может не поместиться в элементе данных низшего типа. Переменная типа char может иметь целое значение 101, но не 22225.
Пример, приведенный ниже, иллюстрирует применение этих правил:
/*преобразования*/ main( ) { char ch; int i; float f1; f1=i=ch='A'; /***8***/ printf("ch=%c,i=%d,f1=%2.2f\n",ch,i,f1); ch=ch+1; /***10***/ i=f1=f1+2*ch; /***11***/ f1=2.0*ch+i; /***12***/ printf("ch=%c,i=%d,f1=%2.2f\n",ch,i,f1); ch=2.0e30;/***14***/ printf("Теперь ch=%c\n",ch); }
Выполнив программу "преобразования", получим следующие результаты:
ch = A, i = 65, f1 = 65.00 ch = B, i = 197, f1= 329.00 Теперь ch =